«Ноотека». Инновационный формат образования, в котором преподаватель и студент выступают как равноправные участники, реализуется в одном из вузов Кемерова. Подход разработал и внедрил профессор кафедры русского языка и литературы Николай Данилович Голев. О том, кто такой «студент взыскующий», — в нашем следующем сюжете.
Николай Данилович Голев — имя, хорошо известное в научном сообществе. Учёный, педагог и наставник уже многие годы формирует интеллектуальную среду, в которой растут не просто профессионалы, а думающие и творческие личности.
Именно Николай Данилович стал автором и вдохновителем «Ноотеки» — образовательного подхода, при котором учебный процесс строится не сверху вниз, а на равных. Здесь преподаватель — партнёр, а студент — активный соавтор, готовый не только слушать, но и формулировать, спорить, предлагать. Суть подхода — в подготовке универсальных специалистов: тех, кто умеет выстраивать коммуникацию с любой аудиторией.
Николай ГОЛЕВ, профессор кафедры русского языка и литературы КемГУ: «Для меня — я это всё время подчёркиваю — самое главное — это то, что тот, кого мы учим, это будущие учителя. А в наше время учитель — это не только который в класс пришёл. Это специалисты, которые будут также готовить какие-нибудь курсы на предприятии и так далее. То есть у них должен быть определённый навык общения с аудиторией».
«Уча, учимся» — этот принцип лежит в основе «Ноотеки». Здесь каждый вовлечён в совместный поиск и размышление. В аудитории — студенты профиля «Начальное образование и информатика». Они ведут уроки, готовят доклады, составляют задания и учатся быть учителями. Такой формат помогает освоить методику, почувствовать уверенность и преодолеть страх перед аудиторией — ещё до выхода в школьный класс.
София КУНГУРОВА, студентка Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникаций КемГУ: «Когда мы услышали это слово и нам наш преподаватель сказал, что мы будем делать всё в рамках этой программы, мы немного испугались, я тоже, честно, немного испугалась, но когда мы уже начали непосредственно работать, защищать доклады, даже показалось легче. Не чувствовала какой-то тревожности, а вот мне было легко».
Ксения КОЧЕТКОВА, студентка Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникаций КемГУ: «Всегда, перед тем как я выступаю, у меня естественно есть волнение, но я самоподавляю эти эмоции и всё-таки получаю истинное удовольствие от того, когда провожу такие предметы».
Союз гуманитарного и технического — не редкость в современной педагогике. Будущие учителя начальных классов не только учатся работать со словом, но и программировать, использовать искусственный интеллект. Междисциплинарный подход в своё время и стал основой «Ноотеки» — метода, возникшего из практики. Главная задача преподавателя — быть услышанным и понятым. Особое место в «Ноотеке» занимает принцип рецензирования: после выступлений студенты получают развёрнутые отклики от одногруппников — что было понятно, что вызвало интерес или вопросы. Усвоенный аудиторией материал — главный показатель успеха педагога. Такая обратная связь становится ориентиром и для преподавателя, и для самих студентов. «Студент взыскующий» — вдумчивый, требовательный к себе и окружающим — важнейший участник партнёрского образовательного процесса.
Николай ГОЛЕВ, профессор кафедры русского языка и литературы КемГУ: «Взыскующий студент» — студент, который пришёл, зная, зачем он пришёл, зная, видя себя в будущем как специалиста и зная, что ему надо. А взыскующий — предъявляющий определённые требования к учебному процессу. Который может сказать: вот это вот мне надо, а его нет, а вот это зачем мне нужно в будущем. Вот когда у нас будут аудитории наполнены такими студентами — у нас будет революция в высшем образовании».
Учитель будущего — не просто носитель знаний, но человек, который умеет учиться сам. «Ноотека» — это приглашение к партнёрству, ответственности и осознанному обучению.
Ссылка на новость   
Скачать видео
09.09.2025
Преподаватель и студент как равноправные участники
«Ноотека». Инновационный формат образования, в котором преподаватель и студент выступают как равноправные участники, реализуется в одном из вузов Кемерова. Подход разработал и внедрил профессор кафедры русского языка и литературы Николай Данилович Голев. О том, кто такой «студент взыскующий», — в нашем следующем сюжете.
Николай Данилович Голев — имя, хорошо известное в научном сообществе. Учёный, педагог и наставник уже многие годы формирует интеллектуальную среду, в которой растут не просто профессионалы, а думающие и творческие личности.
Именно Николай Данилович стал автором и вдохновителем «Ноотеки» — образовательного подхода, при котором учебный процесс строится не сверху вниз, а на равных. Здесь преподаватель — партнёр, а студент — активный соавтор, готовый не только слушать, но и формулировать, спорить, предлагать. Суть подхода — в подготовке универсальных специалистов: тех, кто умеет выстраивать коммуникацию с любой аудиторией.
Николай ГОЛЕВ, профессор кафедры русского языка и литературы КемГУ: «Для меня — я это всё время подчёркиваю — самое главное — это то, что тот, кого мы учим, это будущие учителя. А в наше время учитель — это не только который в класс пришёл. Это специалисты, которые будут также готовить какие-нибудь курсы на предприятии и так далее. То есть у них должен быть определённый навык общения с аудиторией».
«Уча, учимся» — этот принцип лежит в основе «Ноотеки». Здесь каждый вовлечён в совместный поиск и размышление. В аудитории — студенты профиля «Начальное образование и информатика». Они ведут уроки, готовят доклады, составляют задания и учатся быть учителями. Такой формат помогает освоить методику, почувствовать уверенность и преодолеть страх перед аудиторией — ещё до выхода в школьный класс.
София КУНГУРОВА, студентка Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникаций КемГУ: «Когда мы услышали это слово и нам наш преподаватель сказал, что мы будем делать всё в рамках этой программы, мы немного испугались, я тоже, честно, немного испугалась, но когда мы уже начали непосредственно работать, защищать доклады, даже показалось легче. Не чувствовала какой-то тревожности, а вот мне было легко».
Ксения КОЧЕТКОВА, студентка Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникаций КемГУ: «Всегда, перед тем как я выступаю, у меня естественно есть волнение, но я самоподавляю эти эмоции и всё-таки получаю истинное удовольствие от того, когда провожу такие предметы».
Союз гуманитарного и технического — не редкость в современной педагогике. Будущие учителя начальных классов не только учатся работать со словом, но и программировать, использовать искусственный интеллект. Междисциплинарный подход в своё время и стал основой «Ноотеки» — метода, возникшего из практики. Главная задача преподавателя — быть услышанным и понятым. Особое место в «Ноотеке» занимает принцип рецензирования: после выступлений студенты получают развёрнутые отклики от одногруппников — что было понятно, что вызвало интерес или вопросы. Усвоенный аудиторией материал — главный показатель успеха педагога. Такая обратная связь становится ориентиром и для преподавателя, и для самих студентов. «Студент взыскующий» — вдумчивый, требовательный к себе и окружающим — важнейший участник партнёрского образовательного процесса.
Николай ГОЛЕВ, профессор кафедры русского языка и литературы КемГУ: «Взыскующий студент» — студент, который пришёл, зная, зачем он пришёл, зная, видя себя в будущем как специалиста и зная, что ему надо. А взыскующий — предъявляющий определённые требования к учебному процессу. Который может сказать: вот это вот мне надо, а его нет, а вот это зачем мне нужно в будущем. Вот когда у нас будут аудитории наполнены такими студентами — у нас будет революция в высшем образовании».
Учитель будущего — не просто носитель знаний, но человек, который умеет учиться сам. «Ноотека» — это приглашение к партнёрству, ответственности и осознанному обучению.