20.02.2013

Новый критерий оценки ВУЗов

В конце прошлого года Министерство образования и науки опубликовало результаты мониторинга Российских высших учебных заведений. Эффективность оценивали по 50 параметрам. Недавно в Министерстве образования предложили ввести ещё один критерий оценки, а именно подсчитать количество безработных выпускников. По данным Роструда, в 2012 году в службы занятости страны обратились около 34 тысяч выпускников вузов.

Ежегодно новокузнецкий филиал КемГУ выпускает порядка тысячи специалистов. И практически все они востребованы на современном рынке труда. Если кто-то из них и обращается за помощью на биржу, то таких единицы. Многие студенты трудоустраиваются ещё в процессе обучения. Михаил студент пятого курса по специальности юриспруденция. То, что станет юристом, как мама, решил ещё в школе. И уже сейчас трудится по профессии в организации предоставляющей населению юридические услуги.

Михаил ПОНЯТОВСКИЙ, студент 5 курса юридического факультета: «Профессия перспективная. Хотя и существует мнение о том, что эта профессия невостребованная, но практика показывает, что это не так. Работодатели сами обращаются в ВУЗ в поисках кадров».

Профессия, безусловно, нужная. Но по некоторым данным большинство молодых специалистов в России, встающие на учёт на биржу труда, юристы. Конкуренцию им в этом вопросе могут составить лишь экономисты. Вообще на сегодняшний день примерно 6% выпускников сразу после окончания вузов встают на учет в качестве безработных. Поэтому в Министерстве образования и науки предложили ввести новый критерий ежегодного мониторинга российских учебных заведений. А именно – подсчитать число специалистов, обратившихся на биржу труда непосредственно после получения диплома.

Елена ЛУТАЙ, начальник отдела по работе со студентами НФИ КемГУ: «Об этом уже много говорилось, что критерии вузов, объективны они или нет, ну вот какие есть. И что будет в следующем году тоже пока неизвестно. Но, наверное, критерий трудоустройства выпускников - это всё-таки наиболее оптимальный. То есть вуз работает на конечный результат - это трудоустройство наших выпускников. И желательно, конечно, по специальности».

Но возможно ли таким способом получить реальную, неискажённую информацию об эффективности вузов. Ведь если выпускник и трудоустраивается самостоятельно, без помощи биржи труда, то не факт, что он будет работать по полученной специальности. К тому же, как говорят специалисты кадровых агентств, таких выпускников немало. Одни в принципе никогда не собирались работать по профессии, другие требуют от работодателя всё и сразу - и высокую зарплату, и хорошую должность. А зачастую и требования самих соискателей к потенциальным работникам не совпадают с уровнем подготовки последних.

- «учитель информатики, на втором курсе. Я буду получать второе образование

- какое?

- военное, во Владивосток поеду».

- «не знаю, буду второе образование получать, наверное».

 - «я сюда поступила специально, чтобы учиться на педагога, люблю математику и очень хочу быть учителем».

- «ещё об этом не задумывался, ещё долго учиться».

- «ну, вообще как получится. Просто в городе не особо много мест учителя информатики, если буде возможность, то да, пойдём».

Юлия БЕЛОВА, генеральный директор консалтингового центра: «Идут обучаться по просьбе родителей, принимают решение неосознанно. Очень много кандидатов, которые приходят не соответствующие опыту работы и образованию. И когда спрашиваешь, не знаю, ну вроде все пошли, и я пошёл. Солидно финансы и кредит, а почему вы работаете в рекламе? Такого много».

Будут ли объективными результаты нововведений? Пока неизвестно. Но ясно одно, что и этот критерий также вызовет бурную реакцию сотрудников образовательных учреждений. Ведь, как предполагается, он будет единым для всех вузов.

Мария КИСЕЛЕВА, корреспондент: «Сколько всего выпускников высших учебных заведений Новокузнецка на данный момент стоят на бирже труда? С этим вопросом мы обратились в центр занятости населения, но почему-то получили отказ в предоставлении подобной информации, без объяснения причин».


Возврат к списку