25.04.2017

Современные проблемы филологии

Школьники, студенты и педагоги задумались о современных проблемах филологии. Этому даже посвятили международную научную конференцию. К каким выводам пришли – знает Оксана Храмова.

Русский язык в жизни второклассника Дениса Портных надолго и всерьез. Мама-филолог с рождения прививает сыну любовь к литературе. В семье есть даже ежедневный ритуал – обязательное чтение на ночь. Поэтому участие юного исследователя родного слова в конференции – почти закономерность. Его труд заключается в изучении «крылатых» фраз.

Денис ПОРТНЫХ, ученик 2-го класса Гимназии №32: «Фразеологизмы – это сочетание слов они равны одному слову и имеют переносный смысл. Я читал рассказы Носова, искал фразеологизмы и потом искал в них фразеологизмы. Выписывал их? Да».

Как говорят филологи, именно такая исследовательская работа – способ сохранить великий и могучий. Ведь количество школьных часов на изучение языка стремительно сокращается. Да и методы далеки от идеальных.

Галина ВЕРШИНИНА, заведующая кафедрой русского языка, литературы и методики обучения НФИ КемГУ: «Школьные уроки русского языка и литературы превратились сегодня в бесконечное натаскивание на выпускные экзамены, и вместо яркого, художественного, публицистического, научного слова, дети без конца выполняют тестовые задания. В результате вот то богатство, которое передавалось из поколения в поколение, русского языка сводится до ряда пронумерованных заданий, в которых нужно правильно вставить букву или запятую. Теряется сам смысл изучения филологии в школе».

Как говорят специалисты, человек разучается говорить. Современная жизнь и Интернет сводят все к простым фразам, а иногда и к сокращениям, которым не под силу передать загадочность русской души, что с успехом делали классики русской литературы. Не случайно произведения, например, Лермонтова или Достоевского, переводили на иностранные языки. Сейчас же любитель полистать книгу – это скорее исключение, поэтому с помощью конференции, которая, кстати, проходит 2 раза в год, филологи надеются вернуть в ряды литературоведов как можно больше молодежи. 


Возврат к списку